КАК ИСПОЛНИТЬ СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ

В Украинском законодательстве есть норма, которую игнорируют практически все - даже те, кому самим законом предписано ее исполнять. Эта норма касается исполнения судебных решений. Как только человек пытается исполнить решение суда и попадает в исполнительную службу, у него сразу складывается впечатление, что его все попросту игнорируют. И это в то время, когда аж тремя Законами Украины предписано, что судебное решение, вступившее в законную силу, обязательно для исполнения.

Так, в Гражданско-процессуальном кодексе Украины исполнению судебного решения посвящена целая глава, где детально расписано, какие постановления судов и других органов подлежат исполнению, что является исполнительным документом, органы исполнения, выдача исполнительного документа и многие другие вопросы. Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, так же содержит целую главу, посвященную исполнению решений хозяйственного суда. И, наконец, есть специальный Закон Украины "Об исполнительном производстве", который детально определяет условия и порядок исполнения решений судов и других органов, которые подлежат принудительному исполнению в случае неисполнения их в добровольном порядке. Несмотря на то, что процесс исполнения судебного решения так многократно и детально описан в законодательных актах государства, на практике складывается так, что на стадии исполнения умирает более 80% всех решений, вступивших в законную силу. Получается, что если ответчик (должник) исполнил решение суда добровольно, то честь ему и хвала, а истцу (взыскателю) - везение и удача. А если решение добровольно не исполнено, то шанс его исполнить принудительно, равен не белее 20%. Тем не менее, если у вас имеется решение суда, то ставить вопрос о его исполнении можно и нужно. Иначе, зачем было обращаться в суд, если не иметь конечного результата!

Вот некоторые нормы Закона Украины "Об исполнительном производстве", которые регулируют основные вопросы процесса исполнения решения.

Статья 2. Исполнение решений судов в Украине возложено на Государственную исполнительную службу, которая входит в систему органов Министерства Юстиции Украины. Деятельность исполнительной службы регулируется Законом Украины "О государственной исполнительной службе".

Статья 5. Исполнитель обязан принимать меры принудительного исполнения решения, беспристрастно, своевременно, полно совершать исполнительные действия.

Статья 20. Открытие исполнительного производства и исполнительные действия производятся государственным исполнителем по месту жительства, работы должника, или по местонахождению его имущества.

Статья 24. Государственный исполнитель в течение трех дней со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об открытии исполнительного производства.

Статья 25. Исполнитель обязан произвести исполнительные действия и исполнить решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня поступления исполнительного документа.

Последовательность и методичность в Ваших действиях - это залог успеха операции под названием "исполнение решения". Вот что необходимо знать и какие действия совершать:

1. Для открытия исполнительного производства необходимо в суде получить исполнительный документ. В судах общей юрисдикции таким документом является исполнительный лист, а в хозяйственном суде - приказ. Нелишним будет иметь копию решения суда, и приложить ее к исполнительному документу при обращении в исполнительную службу. Хотя такого требования нет ни в одном нормативно-правовом акте, но бывали случаи, что государственный исполнитель возвращал исполнительный документ и отказывал в открытии исполнительного производства на основании того, что не представлена копия решения суда.

2. Если у Вас есть и копия решения и исполнительный документ, остается только написать заявление в произвольной форме в исполнительную службу по месту нахождения должника, приложить к нему вышеперечисленные документы и предоставить его в исполнительную службу. Написание заявления лучше доверить своему адвокату, т.к. "толковое" и грамотное заявление у видавшего виды исполнителя вызовет невольное уважение и, надеюсь, соответствующее отношение к скорейшему исполнению Вашего решения. Позаботьтесь, что бы Ваше заявление было зарегистрировано в канцелярии исполнительной службы, отметку об этом следует попросить сделать на копии заявления, которая останется у Вас, в крайнем случае - запомните входящий номер и дату обращения.

3. Обязательно придите на прием к исполнителю, в производстве которого находится Ваш исполнительный документ. Попытка установить личный контакт с исполнителем очень важна, поскольку без такого контакта Ваше решение будет очень долго пылиться в шкафах исполнительной службы. К сожалению, очень многие государственные исполнители совершенно инертны и, чтобы подвигнуть их на исполнительные действия, нужно приложить немало усилий. Кроме того придется нести еще и финансовые затраты на, так называемые, "знаки внимания".

4. Если попытка личного контакта не удается, и Вы видите, что исполнитель продолжает "ничего не делать", остается воздействовать на него с позиции силы. Начинать воздействовать можно спустя примерно месяц, после поступления Вашего заявления в исполнительную службу. Есть несколько силовых методов влияния на исполнителя:

a) Обратиться к начальнику исполнительной службы с жалобой на то, что государственный исполнитель не выполняет своих должностных обязанностей. Метод малоэффективный. Кроме того, что после этого исполнитель, скорее всего, будет иметь на Вас "зуб", ничего другого не произойдет. Даже сомнительно и то, что Вам дадут ответ на Вашу жалобу.

б) Обратиться к начальнику городского (районного) Управления юстиции с жалобой по тому же вопросу. Тоже малоэффективный метод. Скорее всего, начальник управления юстиции не захочет "выносить сор из избы", потому как исполнительная служба - это всего лишь часть возглавляемого им управления юстиции. В лучшем случае получите "отписку" на Вашу жалобу, что мол, у них много работы и решения исполняются по очередности поступления их в исполнительную службу.

в) Обратиться с жалобой в Управление юстиции областного (республиканского) уровня. Этот метод может дать положительный эффект. Однако Вашу жалобу обязательно перенаправят "по принадлежности" - к начальнику городского (районного) Управления юстиции, однако оставят у себя так называемый "контроль". Это означает, что исполнительное производство по Вашему решению попадет на контроль в вышестоящее управление юстиции и не исключено, что это "подвигнет" исполнителя к более или менее активным действиям по исполнению Вашего решения.

г) Обратиться в суд с жалобой на действия (бездействия) исполнителя. Вообще не очень понятно, зачем законодатель предусмотрел такой способ защиты прав участников исполнительного производства. Этот метод на руку только должнику, поскольку на время рассмотрения жалобы судом, исполнительное производство приостанавливается и есть реальная возможность, так сказать "потянуть резину". Кроме того, даже если решение суда будет гласить о том, что в действиях исполнителя имеются нарушения, и будет обязывать их устранить, это ничего не изменит. Подумайте сами, если исполнитель не исполняет Ваше решение, почему это он "бросится" исполнять другое решение, да еще и по устранению своих же недостатков в работе?!

д) Обратиться с жалобой к Прокурору района, в котором находится исполнительная служба, исполняющая Ваше решение. Самый эффективный метод из всех перечисленных. Согласно ст.8 Закона Украины "Об исполнительном производстве", надзор за законностью исполнительного производства осуществляют органы прокуратуры. Прокуратура - это единственный сколько-нибудь значимый орган, которого "боятся" исполнители. После того, как Вашего исполнителя вызовет к себе прокурор, можете не сомневаться, исполнительные действия тут же начнут совершаться.

А вообще лучше всего чередовать метод "кнута и пряника". Не смотря на то, что Вы встали на путь написания жалоб, все равно продолжайте налаживать личный контакт с исполнителем. Своими жалобами Вы ему покажите, что не позволите "водить себя за нос" и "ничего не делать" в исполнительном производстве по исполнению Вашего решения. В моей практике были случаи, когда нормальные деловые отношения завязывались с исполнителем после написания нескольких жалоб в разные инстанции и решения все-таки были исполнены.

В заключение нельзя не отметить и некоторые новеллы нашего законодательства.

Этот год начался с того, что 05.01.2002 г. был опубликован и вступил в силу Закон Украины "О введении моратория на принудительную реализацию имущества". Теперь законодательно запрещено обращать взыскание на имущество должника при условии отсутствия у него денежных средств, достаточных для погашения долга, если у этого должника доля государственной собственности в уставном фонде составляет 25 и более процентов. Это ни что иное, как "палки в колеса" на пути к исполнению судебных решений по взысканию долгов с государственных предприятий и предприятий с долей государственной собственности в уставном фонде.

А потом и еще один интересный Закон подоспел - 15.01.2002 г. был опубликован и вступил в силу Закон Украины "О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов" (далее - Закон). Это еще один нормативно-правовой документ, регламентирующий исполнение судебных решений. В нем говорится, что решения иностранных судов по гражданским, трудовым, семейным делам, приговоры иностранных судов по уголовным делам в части, касающейся конфискации имущества и возмещения ущерба пострадавшим, а так же решения иностранных арбитражей и акты других органов иностранных государств, к компетенции которых относится рассмотрение гражданских, трудовых, семейных дел, вступивших в законную силу, подлежат признанию и исполнению в Украине, если между Украиной и государством, постановившим решение, приговор, либо другой правовой акт заключен международный договор о предоставлении правовой помощи в гражданских, трудовых, семейных и уголовных делах.

Все бы хорошо, если бы не одно "но".

Большое внимание в Законе уделяется процедуре получения разрешения на исполнение в Украине решения иностранного суда. Анализируя текст Закона можно сделать вывод, что такое разрешение получить не так уж и просто.

По сути дела, данным Законом установлен барьер на пути исполнения решений иностранных судов. С одной стороны Украина заключает с иностранными государствами международные договора "О правовой помощи", а с другой стороны усложняет, а порой делает невозможной процедуру исполнения решений иностранных судов. Так, ст.8 Закона предусматривает, что в удовлетворении ходатайства о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда может быть отказано в связи с тем, что, например, сторона, в отношении которой постановлено решение иностранного суда, была лишена возможности участвовать в судебном процессе из-за того, что она не было своевременно и должным образом уведомлена о рассмотрении дела. Напрашивается вопрос: Каким образом предполагается устанавливать факт ненадлежащего и несвоевременного уведомления стороны о дне рассмотрении дела?

Ну а главу третью Закона, название которой говорит само за себя: "Признание решения иностранного суда не подлежащим принудительному исполнению", - оставляю без комментариев! Правда остается одна зацепка. Поскольку Международный Договор по своей приоритетности стоит на ступеньку выше Закона государства, то при противоречии норм Закона положениям Международного Договора, подлежит применению Международный Договор.