Проверка субъектов предпринимательской деятельности (СПД)

БЕЗ ПРАВА НА ПРОВЕРКУ

Учитывая, что пренебрежение законодательством при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности (далее - СПД) приобретает массовый характер, СПД - физическим лицам-"упрощенцам" необходимо знать следующее.

Как правило, проверки предпринимателей, ведущих торговую деятельность, проводятся стандартному сценарию. Вначале некие личности закупают определенное количество товара, затем достают из карманов удостоверения сотрудников налоговой милиции и объявляют, что ими была проведена контрольная закупка. Потом следует заявление о начале проверки "действующего законодательства", после чего - требование предоставить документы на право занятия предпринимательской деятельностью.

Исходя из того что налоговики в подавляющей своей массе "действующего законодательства" не знают и знать не хотят, предпринимателям необходимо твердо знать свои права.

В соответствии со ст.16 Закона ""О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" в редакции от 21.12.2000 года (далее - Закон "О применении РРО"), контролирующие органы имеют право в соответствии с законодательством осуществлять плановые и внеплановые проверки лиц, подпадающих под действие настоящего Закона.

Плановая проверка осуществляется органами, уполномоченными законом начислять и взыскивать налоги и сборы (обязательные платежи) с лиц, использующих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с пунктами 5-9 статьи 9 настоящего Закона. Такая проверка осуществляется не чаще одного раза по результатам отчетного календарного года, но не ранее сроков, определенных законодательством для сдачи годового налогового отчета (декларации) такими лицами. Любое налоговое или административное начисление, осуществленное с нарушением этого правила, считается незаконным и не подлежит исполнению.

Внеплановая проверка, проводимая уполномоченными контролирующими органами в отношении лиц, определенных в части второй настоящей статьи, может осуществляться исключительно на основании постановления следователя, органа дознания или в соответствии с решением суда.

Контрольная закупка должна производиться только в рамках закона. Во-первых, в Законе "О Государственной налоговой службе в Украине" не предусмотрено право налоговиков (в том числе и сотрудников налоговой милиции) на проведение каких-либо контрольных закупок. Право проверять документы есть, право получать копии документов упоминается, а вот о правах на проведение контрольных закупок НИЧЕГО НЕ СКАЗАНО. Нет такого права у налоговой милиции и согласно Закону Украины "О милиции", сколько его там ни ищи.

Такое право появляется только у органа дознания - налоговой милиции, и лишь в случае проведения оперативно-розыскной работы (согласно п.2 ч.1 ст.8 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности"). Однако следует знать, что, согласно ч.3 ст.9 данного Закона, без вынесения постановления о заведении оперативно-розыскного дела проведение оперативно-розыскных мероприятий запрещается.

Таким образом, сам факт проведения контрольной закупки (т.е. проведения оперативно-розыскных мероприятий) в отношении предпринимателя - физического лица является поводом для обращения в прокуратуру.

Во-вторых, предпринимателям-"упрощенцам", для того чтобы точно знать, на каких основаниях их могут проверять налоговики, следует в обязательном порядке изучить Закон Украины "О применении РРО".

Действующее законодательство дает возможность поставить налоговиков в ситуацию практической невозможности проверять физлиц-"единоналожников" без удостоверений на проверку, без заполнения Журнала регистрации с указанием вида проверки, а если сделана запись "внеплановая", - без предъявления постановлений следователя, органа дознания либо решения суда на проведение такой проверки. Поэтому весьма привлекательной становится схема использования "своих" физлиц-"упрощенцев" при юридическом лице, например - при ООО (чем уже пользуются многие предприниматели). Причем данная схема привлекательна с точки зрения не только налогового планирования, но и безопасности ведения бизнеса.

Однако следует иметь в виду, что описанные ниже шаблонные алгоритмы и схемы НЕ ПРИМЕНИМЫ при осуществлении торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, горюче-смазочными материалами и валютой.

Согласно ст.15 Закона "О применении РРО", контроль за соблюдением порядка проведения расчетов за товары (услуги) осуществляют органы Государственной налоговой службы путем проведения плановых либо внеплановых проверок в соответствии с законодательством Украины. Данный тезис на первый взгляд не содержит ничего нового, так как многим давно известно о существовании, уже неоднократно комментируемого нами, Указа Президента Украины от 23.07.1998 г. №817 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" (далее - Указ "О дерегулировании"), которым был установлен порядок и основания проведения плановых и внеплановых проверок.

Однако в Законе "О применении РРО" появились новшества, касающиеся оснований для проведения проверок физлиц-"упрощенцев" и имеющие принципиальное отличие от норм Указа Президента.

Уже цитировавшаяся норма ст.16 Закона "О применении РРО", не известная большинству предпринимателей, может и должна быть использована "упрощенцами", не применяющими кассовые аппараты и подпадающими под пункты 5-9 ст.9 Закона "О применении РРО" при продаже неподакцизных товаров, как мера противодействия прессингу и мздоимству налоговиков в отношении самой слабой и незащищенной части предпринимательского сословия.

Очередным "ноу-хау" со стороны сотрудников органов налоговой службы (особенно налоговой милиции) по отношению к частным предпринимателям на едином налоге, стали претензии о ведении ими предпринимательской деятельности не по месту их государственной регистрации (т.е. адресу, указанному в Свидетельстве о государственной регистрации СПД - физического лица), либо не по месту совершения деятельности (т.е. по адресу, указанному в Свидетельстве об уплате единого налога). Следствием этих претензий являются составляемые протоколы об административных правонарушениях по ст.160 ч.2 КоАП Украины, санкции по которой, кроме тривиального штрафа, предусматривают и конфискацию товара. Самое неприятное в таких историях то, что и судебная власть зачастую работает рука об руку с налоговиками - встает на их сторону. Неправомерность таких действий мы и попытаемся доказать.

В последнее время наблюдается рост случаев составления налоговиками протоколов об административном правонарушении по ст.160 ч.2 КоАП Украины в отношении СПД - физических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Часто это связано с тем, что, зарегистрировавшись в одном районе, такой предприниматель осуществляет свою деятельность на территории иных районов. Следует сразу же сказать: ни на этом, ни на других подобных основаниях нельзя привлекать такого предпринимателя к административной ответственности по ст.160 ч.2 КоАП Украины. И вот почему.

Статья направлена на обеспечение ветеринарно-санитарных правил, правил торговли и на пресечение спекуляции. Именно для этого и определяются особые места, на которых разрешается торговля и где возможно осуществить контроль за выполнением указанных правил (речь прежде всего о рынках). Под неустановленными местами понимаются непредусмотренные для торговли территории (улицы, площади, подъезды, скверы), а не то, что понимают налоговые милиционеры, - места, не указанные в Свидетельстве о государственной регистрации.

Протоколы об административных правонарушениях по ст.160 ч.2 КоАП Украины имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел (ст.255 КоАП Украины). Налоговые милиционеры не являются работниками органов внутренних дел, они, как известно, - сотрудники налоговой службы. В соответствии же со ст.19 Конституции Украины, должностные лица органов государственной власти обязаны действовать только в пределах полномочий, предусмотренных законами Украины (чем и является КоАП Украины). Следовательно, налоговые милиционеры не имеют полномочий составлять админпротоколы по ст.160 ч.2 КоАП Украины.

Это только основные аргументы. В каждом конкретном случае, как правило, аргументов значительно больше.

При переходе субъекта предпринимательской деятельности - физического лица на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности ему выдается Свидетельство об уплате единого налога (утверждено приказом ГНАУ №599 от 29.10.99 г. в последней редакции), в котором среди прочей информации о СПД - физическом лице указывается место осуществления им деятельности. На этом основании контролирующие органы делают вывод, что если предприниматель осуществляет свою деятельность в иных местах, кроме указанного в Свидетельстве, то на доходы, полученные в этих местах, не распространяется упрощенная система налогообложения, либо такая деятельность предпринимателя рассматривается как торговля с рук в неустановленных местах. Касательно последнего утверждения доводы уже приведены. Что же касается графы "место осуществления деятельности" в Свидетельстве об уплате единого налога, то необходимо отметить следующее.

Место осуществления деятельности предпринимателя (если это в пределах Украины) не является и не может являться определяющим для перехода или невозможности перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в целом. Такой вывод можно сделать из анализа нормативно-правовых актов, регулирующих упрощенную систему налогообложения, поскольку упоминание в них о месте осуществления деятельности вообще отсутствует, чего не скажешь о других, четко регламентированных критериях. Так, если предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность в разных местах (в пределах как одной административно-территориальной единицы, так и нескольких), то вписать в Свидетельство, скажем, десять адресов физически не представляется возможным.

Кроме того, место осуществления деятельности не влияет на определение ставки единого налога. Основным критерием для этой величины являются исключительно виды деятельности. Прямым подтверждением чего служит п.3 Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога (утвержден приказом ГНАУ №599 от 29.10.99 г.). В нем прямо сказано, что "если плательщик единого налога осуществляет несколько видов деятельности, для которых установлены разные ставки единого налога, то им приобретается одно Свидетельство и уплачивается единый налог по большей ставке по этим видам деятельности, установленной местным советом по месту его государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности, независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность на всей территории Украины или только по месту государственной регистрации".

Таким образом, принципиальным и для предпринимателя, и для налогового органа являются именно виды деятельности, а не место ее осуществления.

Как защищаться? При попытках проверки предпринимателей-физлиц, использующих упрощенную систему налогообложения, наше "замечательное" законодательство ставит налоговиков в патовую ситуацию. И вот почему.

Перед началом проверки налоговики обязаны расписаться в Журнале регистрации проверок. Это регламентировано п.7 Указа Президента "О дерегулировании". Расписываясь в Журнале, во второй графе - "Цель и характер проверки", они вынуждены сделать только ОДНУ ИЗ ДВУХ ВОЗМОЖНЫХ ЗАПИСЕЙ, терминологически определенных Законом "О применении РРО", - проверка плановая либо внеплановая.

Плановая проверка при неожиданном визите исключена, поскольку, согласно п.2 Указа Президента "О дерегулировании", право на ее проведение появляется только в случае письменного уведомления проверяемого субъекта не менее чем за десять дней о дате ее начала. Кроме того, согласно ч.2 ст.16 Закона "О применении РРО", такая проверка осуществляется не чаще одного раза по результатам отчетного календарного года.

Но, что важно (и в этом отличие норм Закона от норм Указа), не ранее сроков, определенных законодательством для подачи "упрощенцами" годового налогового отчета (декларации).

Следовательно, "единоналожник" до подачи годового отчета - фигура неприкасаемая и в плановом порядке непроверяемая.

Из небогатого выбора вариантов налоговикам ничего не остается, кроме как указать второе допустимое название проверки - "внеплановая". Однако, как было указано ранее, проведение проверок данного вида возможно исключительно на основании постановления следователя, органа дознания либо по решению суда. Вероятность наличия у проверяющих указанных документов ничтожна.

Если же налоговики из двух возможных вариантов "находят" третий - отказываются от росписи в Журнале с попыткой объяснить свое желание что-нибудь попроверять на словах и пальцах, то Президент Украины в п.7 своего Указа "О дерегулировании" советует не допускать таких контролеров к проведению проверки.

Как ни досадно осознавать это налоговикам, но, исходя из законодательства, их элементарное желание проверить у СПД - физического лица свидетельство об уплате единого налога является проверочным действием, т.е. проверкой, которая может быть только одного из двух указанных в Законе видов и может проводиться исключительно на определенных Законом основаниях. Регистрация же проверки в Журнале регламентирована Указом Президента и является обязательной. Кроме этого, согласно Распоряжению ГНАУ от 20.05.97 г. №89-р, каждый сотрудник государственной налоговой службы, принимающий участие в проверках субъектов предпринимательской деятельности, ОБЯЗАН иметь ПЕРСОНАЛЬНО оформленное удостоверение на проверку. Пунктом 3 данного Распоряжения регламентировано: "Работники без надлежаще оформленного удостоверения на проверку не имеют права принимать участие в проверках субъектов предпринимательской деятельности". Вот так - кратко и ясно.

В конечном итоге, исход неравной борьбы представителей государства со своими кормильцами зависит только от жесткости позиции и характера предпринимателей. Малейшее попустительство приводит либо к разорению, либо к даче взяток, с которых сборщики податей налогов не платят.

1. Завести "Журнал регистрации проверок" (по информации Госкомпредпринимательства, многие предприниматели-физлица до сих пор не завели Журналы и до сих пор не знают, что это такое.

2. Распечатать Закон Украины "Про застосування реєстраторiв розрахункових операцiй у сферi торгiвлi, громадського харчування та послуг" и определить, подпадаете ли вы под действие пунктов 5-9 ст.9 данного Закона, и если подпадаете, то под какой из пунктов конкретно.

3. "Отксерить" ст.9 и 16 данного Закона и пометить цветным маркером "свой" пункт ст.9 и ч.3 ст.16 Закона, в которой идет речь о проведении внеплановых проверок исключительно на основании постановления следователя, органа дознания либо по решению суда.

4. Заготовить несколько экземпляров ксерокопий указанных статей закона, чтобы дарить их жаждущим проверок налоговикам.

Если пришли проверяющие следует, не вступая в дебаты, взять инициативу в свои руки:

1. Потребовать у пришедших предъявить служебные удостоверения.

2. Переписать данные удостоверений всех пришедших на отдельный лист бумаги. Отказ предъявить удостоверение является поводом для вызова милиции. Вы не обязаны общаться с людьми, которые отказываются представляться.

3. Потребовать предъявить персонально оформленные на каждого контролера удостоверения на проверку. Отсутствие указанных удостоверений является поводом для отказа в проведении проверки и от любого дальнейшего общения.

4. При наличии удостоверений на проверку (которые идущие "на дело" налоговики порой распечатывают себе сами) самостоятельно начать заполнять Журнал регистрации проверок. Для заполнения второй графы Журнала вынудить пришедших назвать один из двух определенных Законом "О применении РРО" видов проверок - "плановая" либо "внеплановая". Никакая другая запись, вроде "проверка законодательства", не должна быть сделана. В Журнал должны быть вписаны только термины, определенные Законом.

5. Заставить ВСЕХ пришедших расписаться в Журнале регистрации проверок. В случае отказа от подписи - вежливо распрощаться и написать заявление в отдел по борьбе с коррупцией налогового органа, указав данные переписанных удостоверений.

6. Если в Журнал внесена запись "Внеплановая проверка", потребовать постановление следователя, органа дознания или решение суда о проведении внеплановой проверки конкретного предпринимателя в соответствии со ст.16 Закона "О применении РРО". Таких постановлений у пришедших не будет.

7. Подарить гостям заранее припасенные ксерокопии статей 9 и 16 Закона "О применении РРО".

8. Вежливо послать гостей изучать данные статьи Закона.

9. В случае эмоционального несогласия гостей с предложением учить Закон, объявить происходящее полным беззаконием, закрыть помещения, свернуть деятельность и в присутствии проверяющих начать писать заявление прокурору, в котором описать все происшедшее. К заявлению приложить заранее припасенные ксерокопии статей 9 и 16 Закона "О применении РРО" как доказательство своей правоты.

10. Если проверяющие продолжают эмоционально выражать свое несогласие с вашими требованиями, более того, стращают вызовом физзащиты, которая "всех поломает", еще раз объявите происходящее полным беззаконием и продолжайте действовать в соответствии с вышеуказанным пунктом 9.

Источник: http://www.anisim.westportal.net/