Что проверяют инспекции из труда

Что проверяют инспекции из труда

Документы статьи

• КЗоТ – Кодекс законов о труде от 10.12.71 р.

• КУоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073X.

• УК – Криминальный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341III.

• Закон о колдоговорах – Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356XII.

• Положение о Госнадзортруда – Положение о государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде, утверждено постановлением КМУ от 18.01.2003 г. № 50.

• Порядок проверки – Порядок проведения проверки состояния соответствия законодательству о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, что проводится должностными лицами Государственного департамента надзора по соответствию законодательству о труде и его территориальных органов, утвержден приказом Минтруда от 21.03.2003 г. № 72.

Что проверяет инспекция из труда

Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде (Госнадзортруда) – это орган государственного управления, что входит в состав Министерства труда и социальной политики и подчиняется ему.

Целью проверки этого ведомства и его территориальных органов – инспекций труда, контроль за соблюдением работодателями и фондами социального страхования законодательства о труде и социального страхования в части обеспечения прав и гарантий застрахованных лиц. Причем проверять могут как юридических, так и физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности, которые используют труд наемных работников.

Это ведомство не занимается проверками соблюдения требований по охране труда. Их осуществляет другой контролирующий орган – Государственный комитет по надзору за охраной труда.

Теперь о целях проверок инспекции труда. Основным документом в трудовом праве является КЗоТ. Соответственно инспекция из труда проверяет выполнение всех требований, что выдвигаются КЗоТ и разработаны на выполнение его законодательных и нормативных документов.

Соблюдение каких именно требований проверяется чаще всего? Попробуем перечислить их:

– наличие коллективного договора у работодателей – юридических лиц и выполнения его норм;

– правильность ведения кадровой документации;

– своевременность выплаты зарплаты работникам;

– соблюдение требования о минимальном уровне заработной платы;

– проведение индексации зарплаты;

– правильность возмещения работникам командировочных расходов;

– начисление компенсации при несвоевременном расчете с работниками;

– законность освобождения работников и своевременность расчетов с освобожденными работниками, выдачи им трудовых книжек;

– соблюдение установленной КЗоТ длительности рабочего времени для разных категорий работников;

– правомерность привлечения разных категорий работников к работе в сверхурочное время, в ночное время, в праздничные и выходные дни, а также порядок оплаты за работу в такое время;

– периодичность и длительность отпусков, которые предоставляются работникам;

– своевременность и полнота выплаты работникам социальных пособий, предусмотренных действующим законодательством за счет средств Фонда соцстраха при временной потере работоспособности (ФСВР), Фонда соцстраха на случай безработицы (ФБ), Фонда соцстраха от несчастного случая на производстве (ФНС);

– другие требования, установленные КЗоТ

Согласитесь, рассмотреть все возможные нарушения трудового права в пределах одной статьи невозможно, но мы уверены, что соблюдение хотя бы перечисленных выше требований значительно облегчит прохождение вами проверки.

Теперь остановимся на некоторых моментах подробнее.

Коллективный договор. Требование о наличии коллективного договора у работодателей – юридических лиц содержится в главе ІІ КЗоТ «Коллективный договор». Согласно с ст. 9 Закона о колдоговорах на вновь созданных предприятиях коллективный договор заключается по инициативе одной из сторон (владелец, профсоюз, объединение профсоюзов, а при их отсутствии – представитель трудового коллектива) на протяжении трех месяцев со дня регистрации предприятия. В то же время инспекция труда не сможет наказать предприятие за отсутствие у него коллективного договора, штраф за это действующим законодательством не предусмотрено (при условии, что отсутствие коллективного договора не повлекло нарушения трудовых прав работников). Забегая вперед, заметим, что админштраф предусмотрен за нарушение сроков ведения переговоров при заключении коллективного договора, уклонения от переговоров, невыполнения или нарушения коллективного договора, а просто за отсутствие коллективного договора работодателя наказать тяжело. Как правило, в таких случаях, инспекция труда выдвигает требование (предписание) о необходимости заключения коллективного договора, и если это требование не будет выполнен в срок, тогда уже будут применяться админштрафы со стороны инспекции труда.

Кадровая дисциплина. Согласно с пп. 3.3.1 Порядка проверки, инспекторы труда изучают приказы относительно кадров (о принятии на работу, об освобождении, о переводе на другую должность, о предоставлении отпуска и тому подобное), личные карточки работников (форму № Т2 утверждено постановлением Госкомстата СССР от 28.12.89 г. № 241), штатное расписание, Правила внутреннего трудового распорядка. Здесь же проверяются порядок ведения трудовых книжек работников, для которых это место работы является основным, наличие и правильность ведения Книги учета движения трудовых книжек. Проверке подлежат и трудовые договоры, заключены с работниками (если коллективный договор отсутствует на предприятии; если работодателем является частный предприниматель).

Расчеты с работниками. При проверке своевременности выплаты зарплаты, начисления суммы индексации, компенсации, других обязательных выплат, предусмотренных действующим законодательством, инспектор труда изучает табель учета рабочего времени, расчётно платёжные ведомости, кассовую книгу (при выплате зарплаты наличностью), платежные поручения (в случае перечисления зарплаты на карточки работникам), накладные, что подтверждают выплату зарплаты в натуральной форме (при натуроплате). Инспектор проверяет, были ли осуществлены необходимые доплаты работнику (за работу в сверхурочное, ночное время и тому подобное), соблюдено ли требование при расчетах за командировку (обеспечивался ли работник авансом, не нарушена ли норма суточных).

Отпуска. При проверке правильности предоставления работникам отпусков в первую очередь обращают внимание, чтобы длительность непрерывной части отпуска не была меньше 14 календарных дней (ст. 12 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96ВР). Кроме того, запрещается не предоставлять работнику отпуск полной длительности более двух лет кряду, а также не предоставлять ее на протяжении рабочего года лицам в возрасте до 18 лет и работникам, которые имеют право на дополнительные ежегодные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями или с особенным характером труда. Проверяется (в том числе и путем устных опросов работников), предоставлялся ли им за их желанием дополнительный отпуск на детей, отпуск без сохранения зарплаты в обязательных случаях, предусмотренных законодательством, и тому подобное.

Выплаты по социальному страхованию. При проверке выплат по социальному страхованию инспектор труда проверяет заявления, поданные работниками, документы, которые подтверждают право на социальную помощь (листки неработоспособности, акты расследования несчастного случая, акты расследования профессионального заболевания (отравление), справки о рождении детей и тому подобное). Проверяются протоколы заседания комиссии по социальному страхованию или уполномоченного лица, а главное – полнота и своевременность выплаты этих пособий.

Такие основные вопросы попадают в поле зрения инспекции труда. Мы не ошибемся, если скажем, что после ознакомления с пакетом вопросов, которые проверяются этими органами, у вас возникнет вопрос, какие санкции предусмотрены за нарушение в этой сфере, то есть чем могут закончиться «трудовые» проверки. Поэтому переходим к вопросу ответственности.

Ответственность за нарушение законодательства о труде

За нарушение законодательства о труде виновные лица несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность заключается в вынесении владельцем дисциплинарного взыскания (выговор, строгий выговор, освобождение, перевод на нижеоплачиваемую должность и тому подобное) должностному лицу, которое нарушило трудовое законодательство. Причем взыскание выносится по представлению инспектора труда.

Что же касается материальной, административной и уголовной ответственности, то о них – в таблице.

Сущность нарушения Норма права Мера ответственности Примечание
1 2 3 4
Материальная ответственность
Несвоевременная выплата зарплаты свыше одного месяца, что привела к выплате компенсации за нарушение сроков ее выплаты и при условии, что Госбюджет Украины и местные бюджеты, юридические лица государственной формы собственности не имеют задолженности перед этим предприятием (невыплата по вине руководителя предприятия) П. 9 ст. 134 КЗоТ Руководитель предприятия возмещает нанесенный предприятию вред в полном объеме (в сумме начисленной компенсации, взносов, начисленных «сверх» суммы такой компенсации) Налагается владельцем или более высоким по уровню органом. Если виновное лицо не согласно возместить вред, владелец может обратиться с иском в суд
Незаконное увольнение или перевод работника на другую работу, а также задержка выполнения решения суда о возобновлении на работе  Ст. 237 КЗоТ  Служебное лицо возмещает нанесенный предприятию вред в полном объеме (в сумме оплаты работнику времени вынужденного прогула или времени выполнения нижеоплачиваемой работы)  Обязанность возместить такой вред возлагается на виновника судом
Административная ответственность
Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты, выплата ее не в полном объеме, а также другие нарушения законодательства о труде (в том числе непроведение индексации зарплаты работников)  Ст. 41 КУоАП Штраф на должностных лиц предприятий, а также на частных предпринимателей от 15 до 50 нмдг* (от 255 грн. до 850 грн.). Решение о привлечении к административной ответственности по ст. 41, 41 1, 41 2 и 41 3 КУоАП принимает суд.
Поскольку инспектор труда не является стороной договорного коллективного процесса, то привлечение к ответственности по этим статьям возможно по предоставлению (обращению) одной из сторон (профсоюза, трудового коллектива, работодателя)
Уклонение от участия в переговорах относительно заключения, изменения или дополнения коллективного договора, преднамеренное нарушение срока начала ведения переговоров, необеспечение работы комиссий сторонами в установленный срок  Ст. 41 1 КУоАП Штраф на должностных лиц предприятий, а также на частных предпринимателей от 3 до 10 нмдг (от 51 к 170 грн.) 
Нарушение или невыполнение коллективного договора  Ст. 41 2 КУоАП Штраф на должностных лиц предприятий, а также на частных предпринимателей от 50 до 100 нмдг (от 850 грн. до 1700 грн.)
Непредставление сторонами информации для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективного договора Ст. 41 3 КУоАП Штраф на должностных лиц предприятий, а также на частных предпринимателей от 1 до 5 нмдг (от 17 к 85 грн.)
Невыполнение законных требований проверяющих относительно устранения нарушений законодательства о труде или создании препятствий для деятельности этих органов Ст. 188 6 КУоАП Штраф на должностных лиц предприятий от 10 до 14 нмдг (от 170 к 238 грн.) Налагается по факту невыполнения предписания инспектора из труда.
Решение о наложении админ-штрафа принимает орган, который проводит проверку 
Уголовная ответственность
Преднамеренное препятствие законной деятельности профсоюзов  Ст. 170 УК Исправительные работы сроком до двух лет или лишения свободы сроком до трех лет с лишением права занимать должность или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет -
Незаконное увольнение работника с работы по личными мотивами, а также грубое нарушение законодательства о труде  П. 1 ст. 172 УК Штраф до 50 нмдг (до 850 грн.) либо лишение права занимать должность или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет, либо исправительные работы сроком до двух лет Грубое нарушение законодательства о труде охватывает случаи нарушений, которые поставили работника в тяжелое положение или ухудшили его условия труда, что привело к нарушению его конституционных прав или законных интересов. 
Незаконное с работы или грубое нарушение законодательства о труде относительно несовершеннолетнего, беременной женщины или матери, которая имеет ребенка до 14 лет или ребенка-инвалида  П. 2 ст. 172 УК Штраф от 50 до 100 нмдг (от 850 к 1700 грн.) либо лишение права занимать должность или заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет, либо исправительные работы сроком до двух лет, либо арест сроком до шести месяцев   
Грубое нарушение соглашения о труде путем обмана либо злоупотребление доверием, либо принуждением к выполнению работы, не обусловленной соглашением  П. 1 ст. 173 УК Штраф до 50 нмдг (до 850 грн.) либо лишение права занимать должность или заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет, либо арест сроком до шести месяцев, либо ограничение воли сроком до двух лет   
Грубое нарушение соглашения о труде путем обмана либо злоупотребление доверием, либо принуждением к выполнению работы, не обусловленной соглашением относительно гражданина, с которым заключен договор о работе за границей П. 2 ст. 173 УК Штраф от 50 до 100 нмдг (от 850 к 1700 грн.) или ограничение воли сроком до трех лет  
Безосновательная невыплата заработной платы более чем за один календарный месяц, совершенная преднамеренно руководителем предприятия П. 1 ст. 175 УК Штраф от 100 до 300 нмдг (от 1700 к 5100 грн.) либо лишение права занимать должность или заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет, либо исправительные работы сроком до двух лет с лишением права занимать должность или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет Невыплата зарплаты может быть признана безосновательной при наличии средств на эти цели и при отсутствии объективных причин для невыплаты 
Безосновательная невыплата зарплаты сроком за один месяц, совершенная преднамеренный руководителем предприятия, если такая невыплата стала следствием нецелевого использования средств, предназначенных для этих целей П. 2 ст. 175 УК**  Штраф от 500 до 1000 нмдг (от 8500 к 17000 грн.) либо ограничение свободы сроком до пяти лет, либо лишение свободы сроком до трех лет   

* Необлагаемых минимумов доходов граждан.
** Лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности она осуществила выплату заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты.